Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

суббота, 28 декабря 2013 г.

И У НОВОГО ГОДА СВОЯ ИСТОРИЯ...

Для жителей Российских городов Новый год является главным праздником зимы и отмечается 1 января. Однако и среди городских жителей есть исключения, которые не празднуют Новый год. Настоящий праздник для верующего – это Рождество Христово. А перед ним строгий Рождественский пост - последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 - по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым.
 
Новый Год в Российском государстве получил запутанную и сложную историю. Новый Год нашего времени – это результат синтеза различных языческих праздников и календарной путаницы.

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов языческой Руси новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу. Предположительно, Новый год у славян отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год.

Вместе с христианством на Руси (988 г. - Крещение Руси) появилось новое летоисчисление - от  сотворения мира и новый европейский календарь - Юлианский, с закрепленным названием месяцев.
Началом нового года стало считаться 1 марта. По одной версии в конце 15 века, а по другой в 1348 году Православная церковь перенесла начало года на 1 сентября, что соответствовало определениям Никейского собора.


Перенос должен быть поставлен в связь с возрастающим значением христианской церкви в государственной жизни древней Руси. Эта реформа системы календаря проводилась на Руси без учета трудовой жизни народа, без установления связи с сельскохозяйственными работами. Сентябрьский новый год утверждался церковью, следовавшей слову Священного писания; В Ветхозаветной церкви месяц сентябрь праздновался ежегодно, в ознаменование покоя от всех житейских забот.
Таким образом, новый год стали вести с первого сентября. Этот день стал праздником Симеона - первого столпника, празднуемый и сейчас нашей Церковью, а также известного в простонародье под именем Семена-летопроводца, потому что этим днем оканчивалось лето и начинался новый год.

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру всех христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как Церковь жила по юлианскому. Однако царь изменил в России летоисчисление. Если раньше годы считались от сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. В именном указе он объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, - в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты - от Сотворения мира и от Рождества Христова. С приказом Петра в народе появилась традиция праздновать Новый Год дважды —1 сентября, как привыкли, а потом 31 декабря, по приказу реформатора. Официальный Новый Год имел народный аналог – праздник Васильев вечер — отмечавшийся также в ночь на 1 января. Праздник этот был церковным -  день памяти Василия Великого.
Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.


Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (не церковный) характер. В ознаменование всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные, невиданные прежде, огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Также Пётр I попытался привить немецкий обычай украшать еловое дерево на Руси, но ничего не вышло. Ель на русской земле исстари использовали не для праздников, а для погребальных ритуалов. Интересно, что изначально ёлка пришла в страну именно, как новогодний, а не рождественский атрибут. В 1818 году «немецкое обыкновение» (weihnachtsbaum – рождественское дерево) появилось в домах петербургских немцев, а затем и в домах столичной знати, но вплоть до середины XIX века рождественская ёлка оставалась чужда русскому народу. Ни Пушкин (1799-1837), ни Лермонтов (1814-1841), ни их современники не упоминают о рождественской ёлке, хотя Святки и маскарады описывают постоянно.

В середине XIX века немецкий обычай начал стремительно распространяться в столице Российской империи, а затем и в провинциальных городах.
Причиной стремительного распространения «немецкого обыкновения» послужила модная немецкая литература и коммерция, но главное - отказ от старинного народного обычая празднования Святок. Горожане ощутили некий обрядовый вакуум, который ничем не заполнялся, вызывая чувство разочарования из-за напрасных праздничных ожиданий, либо компенсировался новыми, сугубо городскими развлечениями, в том числе и устройством ёлки. Помещичью усадьбу рождественская ёлка завоевала с большим трудом. Здесь еще много лет Святки продолжали праздновать по старинке, с соблюдением народных обычаев. Но все же петербургская мода проникла и в усадьбу. Так о рождественских праздниках 1863 года писала свояченица Льва Толстого Кузьминская Т.А. – «Ежедневно устраивались у нас какие-нибудь развлечения: театр, вечера, елка и даже катание на тройках». Зимние праздники в Ясной Поляне являли собой редкий пример органичного соединения русских народных Святок с западной традицией рождественского дерева.


Святейший Синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещающие устраивать ёлки в школах и гимназиях, как иноземный, неправославный обычай.
Крестьяне же были преданы русской народной культуре, и ёлка оставалась для них чисто «барской забавой». Они только везли ёлки в город и продавали, поэтому рождественское деревце стало для крестьян неплохим сезонным заработком. И «старичок», срубивший «нашу ёлочку под самый корешок», и чеховский Ванька, в сочельник вспоминающий поездку с дедом в лес за ёлкой, привозили ее не для себя, а для господских детей.
Только в ХХ веке, когда большая часть носителей русской культуры была уничтожена (или как правильно пишут - изведена под корень), ёлка появилась почти во всех советских домах, правда уже не рождественская, а новогодняя, с пятиконечной звездой и другой коммунистической символикой.

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских праздников, правительство не тронуло церковные, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.


В 1922 году Рождество Христово (25 декабря) преобразовали в «комсомольское рождество» или «комсвятки». В первый день читали доклады, ставили антирелигиозные спектакли. На второй день устраивали уличные шествия. На третий - маскарад и ёлку, которая получила название «комсомольская ёлка». Проводили шествия с факелами и сожжением «божественных изображений» (икон). Но, спустя восемь лет, «комсомольское рождество» раскритиковали, как не сыгравшее существенной роли в антирелигиозной пропаганде. Началась плановая борьба с религией и христианскими праздниками.

В 1929 году в советской России день Рождества окончательно отменили, он стал обычным рабочим днем. Ёлку, против которой когда-то выступала Церковь, теперь объявили «поповским обычаем» и запретили. По вечерам ходили дежурные и вглядывались в окна квартир – не светятся ли там огоньки ёлок. Однако, по прошествии ещё шести лет, ёлку решили реабилитировать. Вспомнили наверно, что до революции 1917г. против ёлки (немецкого обыкновения) выступали христиане. Так, 31 декабря 1935 года появился новый праздник с формулировкой: "Новогодняя ёлка – праздник радостного и счастливого детства в нашей стране".

Это дерево стало не просто атрибутом советского праздника Нового года, но и всей советской жизни. В 1947г. 1 января вновь стал праздничным
и выходным днем. «Ёлочной комиссии» была поставлена задача – превратить рождественскую ёлку
в новогоднюю, «наполнить ее советским содержанием».

Если в первом случае главным событием было Рождество Христово, которое и наполняло смыслом все происходящее, определяло сценарий, то для новогодней ёлки надо было придумывать новые «традиции», причем стремление идеологизировать новый советский праздник не знало границ: на верхушке вместо восьмиконечной Вифлеемской звезды – красная пятиконечная, вместо ангелочков - товарищи Ленин и Сталин, вместо колокольчиков - серп и молот, а также парашютисты, космонавты, водолазы, часы « без пяти минут двенадцать» и т.п. Главными персонажами стали советские, образцово-показательные, лишенные религиозного смысла Дед Мороз, и с 1937 года – его внучка Снегурочка. В последующие годы, в идеологической подоплёке, Дед Мороз со Снегурочкой били фашистов, летали в космос, строили БАМ, стали героями многих советских мультфильмов, поощряли хорошистов – октябрят и пионеров и совершали множество «добрых и полезных дел».











В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово, 7 января объявили нерабочим днем, большинство ёлок сбросили красные звезды, но главным зимним праздником страны остался всё-таки Новый год.

Мы же перенесёмся ближе к одному из великих «зимних» празднеств нашей Церкви – Рождеству. А поговорить хотелось бы сейчас о рождественском Сочельнике. 6 января (по григорианскому календарю) – навечерие праздника Рождества - получило название "сочельник", или "сочевник". В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. По традиции, в сочельник принято отказываться от пищи до первой звезды, когда заканчивается пост. Сама традиция поститься до "первой звезды" связана с преданием о появлении Вифлеемской звезды,
возвестившей волхвам о рождении Христа, но в уставе Церкви она не записана. Разговляться принято сочивом или кутьёй. Сочиво - каша из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом и с миндальным и маковым соком; иными словами - это кутья - ритуальное поминальное блюдо. Стол готовился обильный. Наши предки в канун Рождества обязательно клали на стол пучок свежего сена - в память о яслях, в которых возлежал Богомладенец Иисус. Стол накрывали белоснежной скатертью и расставляли на нём двенадцать блюд - по числу апостолов - и все блюда были постными. А с наступлением 7 января на стол разрешалось ставить и мясные блюда

В качестве логического завершения, хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране с мирской точки зрения. Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, после чего перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый «старый стиль» – это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). «Новый стиль» – это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку - каждые 128 лет в нём накапливается лишний день. Разница между юлианским и григорианским календарями постоянно увеличивается из-за отличающихся правил определения високосных годов: в XIV веке она составляла 8 дней, в XX и XXI веках — 13, а в XXII веке разрыв будет равен уже 14 дням. В результате этого календарь имеет большие отклонения от истинного движения Солнца. Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, жители нынешней России, зачастую, увы, сами о том не догадываясь, как бы приобщаются к истории и совершают дань времени сим воспоминанием.


Комментариев нет:

Отправить комментарий