Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

четверг, 16 января 2014 г.

КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ - БОЖЕСТВЕННАЯ ЕПИФАНИЯ

Праздник Крещения Господня - один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится ещё ко временам апостольским. Древнее название праздника - "Епифания" - явление, или "Теофания" - Богоявление, также его называли "праздник Светов" или "Святые Светы". Ибо Бог  приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Евангельское событие:
Господь Иисус Христос пришел на реку Иордан чтобы принять крещение у пророка Иоанна. Крещение же, совершавшееся Иоанном Предтечей над народом, являлось погружением в речные воды, символизирующим покаяние и исповедание своих грехов, согласно его вдохновенному призыву: «покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное» (Мф. III, 2).
Это важнейшее событие евангельской истории знаменует собою начало земного служения Христа. Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне предстало тем событием, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами.
Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения,— изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16). Источник: http://www.proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik5 © proeveryday.ru
Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но посколь Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришёл к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Иоанн же, узнав Господа, удерживал Его: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?", но услышал в ответ: "Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. III, 14, 15). Когда же Иисус Христос вышел из воды и молился, то отверзлись небеса и Дух Святой в виде голубя сошел на Него, и послышался глас с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Голос Бога Отца, явление Духа Святого, и само присутствие в водах Иорданских, воплощенного человека Слова Божия – Иисуса Христа – явилось истинным Богоявлением.
Сразу после события Крещения Господня, ставшего и первым явлением Христа народу, последовало присоединение ко Христу нескольких Его учеников, апостолов Андрея и Симона (Петра), Филиппа и Нафанаила (Ин. I, 35-51). Также в евангелиях от Матфея и Луки (Мф. IV, 1-11; Лк. IV, 1-15) повествуется о сорокадневном посте Спасителя и Его преодолении дьявольских искушений, что явилось духовным укреплением Христа перед началом Его проповеди.

Монастырь Осиос Лукас (греч. Ὅσιος Λουκᾶς.

Празднество:
Постановления и Правила апостольские упоминают праздник Богоявления. Это свидетельствует о том, что он дошёл до нас чрез века из Раннехристианской церкви. Подлинно неизвестно время начала празднования этого Евангельского события, однако первое упоминание об этом встречается в III веке в «Строматах» святителя Климента Александрийского. В первые три века совершения празднества в Церквях Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других - до V или даже до VI века. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.
Празднование Крещению Господню православной Церковью установлено 6 / 19 января.

Михаил Васильевич Нестеров, 1891
Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве.
Бумага, акварель, гуашь, белила, бронза. 34.4x46.7 см
Русский музей, Санкт-Петербург
Духовный смысл праздника:
Крещение Господне в смысле духовного осмысления этого праздника является «сотворением мира наново, подобно Рождеству Христову». «В этом празднике, - пишет инок Григорий Круг, - сотленный мир таинственно сотворяется заново, и, как и при сотворении мира, Бог касается и очищает и животворит водное естество. Христос погружается в воды, чтобы очистить и оживотворить их…».
Сам образ Крещения Христа Спасителя стал предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения таинственно-благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве крещения. Здесь Господь являет Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без крещения (Мф. 28, 19-20). Трикратное погружение в церковном таинстве крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды - приобщение тридневному Его Воскресению. Крестившись от Иоанна, согласно евангельским словам, Христос исполнил «всякую правду», то есть верность и послушание Отцу Небесному. Этим Он дал пример христианам послушания воле Божией и смирения, которыми они должны уподобиться Христу, восприняв благодать таинства крещения. 

Кустодиев Б. Зима. Крещенское водосвятие. 1915 г
Водоосвящение:
Начиная с IV века Восточная Церковь стала совершать крещение оглашенных (людей не крещённых, но наставляемых в основах веры), для чего особым образом освящалась вода для их крещения.

До XI века Великое Водоосвящение совершалось Восточными Церквами только один раз: Константинопольской и Антиохийской Церквами – в Навечерие Богоявления, а Иерусалимской Церковью – в полночь Крещения. Свидетельства об этом мы можем найти в кратком начертании Студийского устава, в древнейших Триодях. В XI-XII вв. появляется обычай совершать водосвятие дважды: в Навечерие праздника в храмах, а в самый день Крещения на реках и источниках, ибо Христос крестился вне храма.
Ко времени принятия Русью христианства, обычай крестить именно в день праздника Крещения практически уже не существовал, но Великое Освящение воды крепко вошло в традицию Восточных Церквей.
В Русской Церкви великое освящение воды совершалось первоначально один раз из-за влияния Студийского устава, а с XIV века, с ведением Иерусалимского устава, два раза. Но окончательный вариант чинопоследования был утвержден при патриархе Иоакиме в 1681 году.
На Руси водосвятие как в Навечерие Богоявления, так и в день праздника совершалось с большой торжественностью и сопровождалось всенародным ликованием. В этот день все, от малого до великого, шли на «Иордань», то есть на реки и озера, где, несмотря на сильные морозы и глубокие снега, совершался чин Великого освящения воды.
Вода, освященная в Навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой Агиасмой, то есть великой святыней, потому что через наитие Духа Божия она восприяла в себе великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имела важное и обширное употребление у православных христиан различных исторических эпох. Ею окропляли дома верующих в Навечерие и праздник Богоявления; верующие могли употреблять ее во всякое время с великим благоговением, вкушали до принятия пищи, заботливо хранили ее в течение года и сегодня благочестивые традиции крепко хранятся и соблюдаются современными православными христианами. Также Церковь ее употребляет при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же Богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. с остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет ее при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных.
Кроме благочестивых традиций, бытовали и различные суеверия, связанные с праздником Крещения Господня, в особенности ярко это выражается в наши дни, когда люди, далекие от восприятия праздника по православной традиции, отмечают по совершенно непонятным обычаям, напоминающим языческие обряды и доходящим до откровенного кощунства. Как, например, купание в «Иордане» с распитием спиртных напитков, но самое ужасное – это отношение к Крещенской воде как языческому оберегу.
Отсюда полумагическое отношение к святыне, страх, что не достанется, ссоры в очереди за водой. Причем это неблагоговейное настроение иногда распространяется и на воцерковленных людей. Бытует еще одно суеверие, что якобы вода освященная в Навечерие праздника 18 января отличается по своей благодатной силе от воды освященной после Литургии 19 января, поэтому вечернюю воду называют «Богоявленской», а утреннюю «Крещенской». Чин освящения воды один и тот же, и благодатная сила одинакова.
В церковные праздники необходимо чтить благочестивые традиции, само Богоявление, по словам апостола Павла есть «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3. 16) и благодать, дарованная нам в приобщении святыни в эти дни должна бережно сохраняться нами как можно дольше, помогая нам в духовном возрастании.


 Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам!

В статье использованы материалы сайтов http://www.pravmir.ru/kreshhenskoe-yazychestvo/, http://www.portal-slovo.ru/art/45440.php и http://www.proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik5

оявление открыло нам великую Божественную тайну Святой Троицы. Теперь каждый окрещающийся приобщается этой тайне, по словам Христа к Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крест их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19).

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/171/
© Calend.ru
Сам Господь, как источник всякой чистоты и святыни, безгрешный и непорочный, рожденный от Пречистой и Пресвятой Девы Марии, не имел нужды креститься, но так как Он взял на Себя грехи всего мира, то и пришел к реке, чтобы очистить их посредством крещения. Погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и для нас устроил купель святого крещения,— изъясняет преподобный Иоанн Дамаскин. По церковному преданию, святой Иоанн Предтеча каждого крестившегося у него человека погружал в воду до шеи и держал его так, пока тот не исповедовал все грехи свои. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде, поэтому в Евангелии сказано, что Он вышел из воды тотчас (Мф. 3, 16). Источник: http://www.proeveryday.ru/index.php?id=molitva/prazdnik5 © proeveryday.ru
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/171/
© Calend.ru
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/171/
© Calend.ru
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/171/
© Calend.ru
Праздник Крещения Господня — один из самых древних праздников христианской Церкви. Его установление относится еще ко временам апостолов. Древнее название праздника — «Епифания» — явление, или «Теофания» — Богоявление, также его называли «праздник Светов», «Святые Светы» или просто «Светы». Ибо Бог приходит в мир в этот день, чтобы явить миру Свет Неприступный.

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/171/
© Calend.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий