
При приближении к храму человек должен перекреститься,
помолиться, поклониться. Можно мысленно произнести: "Вниду в дом Твой,
поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем". До начала службы надо
постараться приложиться к иконам – не спеша, с благоговением. Прикладываясь к
иконам, надо целовать изображение руки, край одежды, не дерзать целовать изображение
Спасителя, Матери Божией в лик, в губы. Если
вы будете прикладываться к иконам во время службы, ходя по всему храму, то такое
"благочестие" будет неуважением к святыне, а кроме того помешает
молитве остальных и может стать причиной греха осуждения по отношению к вам со
стороны других прихожан. Исключение тут могут составлять маленькие дети,
которым трудно еще спокойно вести себя всю службу – их можно прикладывать к
рядом висящим иконам и во время службы, не ходя по храму, позволить им ставить
и поправлять свечи – это действует на младенцев благотворно и утешительно.
![]() |
фото из Интернета |
При многолюдстве в храме, когда даже стоять бывает тесно,
лучше воздержаться от поклонов, поскольку опускаться на колени, задевая и
беспокоя других, мешая их молитве, вряд ли благоговейно. Лучше мыслями
поклониться Господу.
Начинается богослужение. Все свое внимание человек должен
настроить на то, что происходит в храме во время службы. Когда молятся о мире
всего мира – молись о нем и ты. Когда молятся о плавающих, путешествующих,
болящих, скорбящих или власть имущих людях – молись и ты. И эта церковная
молитва объединяет между собой людей верующих, поселяет в сердцах любовь,
которая не позволит оскорбить кого-то, унизить, сделать грубое замечание.
фото из Интернета |
Человек должен знать, в какие моменты службы он может или
сам подойти к иконе, поставить свечу или, когда народу очень много, попросить
впереди стоящих исполнить его просьбу, а в какие моменты нельзя этого делать. Нельзя
передавать свечи, ходить по храму и тем более разговаривать во время чтения
Евангелия, во время пения Херувимской песни или во время Евхаристического
канона, когда священнослужитель после пения "Символа веры"
возглашает: "Благодарим Господа!" и хор, от лица молящихся, отвечает:
"Достойно и праведно...". Тем более, что во время Литургии настают
особо важные моменты, – это момент пресуществления хлеба в Тело Христово, вина
– в Кровь Христову. Когда священник приподнимает Святую Чашу и дискос и
возглашает: "Твоя от Твоих..." (хор поет: "Тебе поем..."),
в этот момент наступают самые страшные, самые ответственные минуты в жизни
человека: хлеб становится Телом, вино становится Кровью Христовой. Эти моменты богослужения, литургической жизни
должен знать каждый верующий человек.
![]() |
фото из Интернета |
Если в храме много людей и нет возможности подойти к иконе
праздника и поставить свечу, передать свечку, называя при этом икону, перед
которой вы хотели бы её поставить: "К празднику" или "К иконе
Божией Матери "Владимирская", "Спасителю", "Всем
святым" и т.д. Человек, который берет свечу, обычно молча кланяется и передает
ее дальше. Все просьбы надо произносить благоговейным шепотом.
чтобы не нарушать молитвенный мир прихожан,
следует попросить впередистоящих.![]() |
фото из Интернета |
Ходить в храм надо с чувством достоинства - для женщин здесь
неуместны спортивные костюмы или платья с глубоким вырезом, брюки или шорты;
для мужчин – шорты, майки, оставляющие плечи неприкрытыми, любые головные уборы.
Одежда должна быть скромная, соответствующая месту и не обнажающая тела.
Различные украшения – серьги, бусы, браслеты – в храме выглядят нелепо: об
украшающей себя женщине или девице можно сказать, что она не смиренно пришла в
храм, она думает не о Боге, а о том, как бы заявить о себе, привлечь к себе
внимание нескромными нарядами и украшениями. Будем помнить слова апостола
Павла: "Чтобы ... жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и
целомудрием, украшали себя не плетением волос, ни золотом, ни жемчугом, ни
многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя
благочестию" (1 Тим. 2, 9-10).
Если человек впервые пришел в храм Божий, естественно, он не
знает, как вести себя там, не знает элементарных правил приличия – ему даже не
приходит в голову мысль, что своим поведением в храме он может оскорбить религиозные чувства верующих. Верующие люди ни в коем случае не должны
срываться, говорить резкие, оскорбительные слова такому молодому человеку или
девице в брюках и с непокрытой головой, например. И уж совершенно недопустимо
грубо одергивать пришедших в храм впервые. Это называется ревность не по
разуму, за которой скрывается отсутствие любви к ближнему. Ведь именно любви и утешения ждет человек,
впервые переступивший порог храма, и если он после гневной "отповеди"
никогда больше не захочет прийти в храм, то на Страшном Суде взыщется с нас за
его душу! К сожалению, часто именно из-за ворчливой недоброжелательности
"бабушек" или «матушек»-свечниц на приходах многие новоначальные
боятся прийти в храм, потому что они "ничего не знают", а спросить
боятся.
![]() |
фото из Интернета |
Как помочь новоначальным? Подойти и деликатно, тихонечко
сказать такому молодому человеку или девушке: "Простите, пожалуйста, но в
храме не принято держать руки за спиной (или в карманах), вести шумные
разговоры или стоять во время богослужения спиной к алтарю..." В некоторых
храма у входа ставят коробочку с головными платками и даже юбками, чтобы
женщины, по незнанию или иным обстоятельствам пришедшие в храм в брюках или с
непокрытой головой, не чувствовали себя неуютно. Можно деликатно предложить:
"Если хотите, можно покрыть голову платком, как это принято в храмах –
можете взять платочек вот отсюда..." Но сказать это таким тоном, чтобы
люди не оскорбились.
В основе обличения, вразумления, наставления человека должна
лежать не озлобленность или ненависть, а христианская любовь, которая все
покрывает, все прощает и исправляет брата или сестру. Людям надо деликатно
объяснять, что можно делать во время богослужения, а что – нет. Но надо знать,
в какие моменты службы это можно сказать. Например, во время чтения Евангелия,
или Херувимской, или же Евхаристического канона, или когда выносят Чашу (то
есть выходит Христос) этого делать не нужно.
![]() |
фото из Интернета |
Из-за опасения ошибок в храме, страха «нападок» со стороны «особо ревностных» прихожан не стоит бояться
идти в храм. Нет! Это проявление ложного стыда. Не бойтесь задавать
"глупых" вопросов – гораздо хуже, если эти вопросы перед вами
поставит жизнь – и вы не сможете на них ответить. Естественно, что впервые
пришедший в храм не знает, какие здесь чтимые иконы, как подойти к священнику, какому
святому заказать молебен. Надо просто и прямо об этом спросить – и не стоит
этого стыдиться. Можно спросить служительницу за свечным ящиком, что следует
почитать новоначальному – в последнее время издано много прекрасной литературы,
которая есть в любом храме. Надо только проявлять инициативу, настойчивость,
ибо стучащему отворяется и просящему дается.
Ну а если всё же довелось ненароком услышать грубые слова - это совершенно не повод забывать дорогу в храм Божий. Конечно,
новоначальному сперва трудно научиться терпеть обиды. Но надо постараться
отнестись к этому с пониманием, совершенно спокойно. Потому что к вере нередко
обращаются люди, прошедшие определенный, часто скорбный жизненный путь, с
расстройством, скажем, нервной системы, или люди больные, с психическими
отклонениями... А кроме того, вспомните, сколько раз и вы других обижали, хотя
бы невольно, а теперь пришли врачевать свою душу. Это требует от вас немалого смирения
и терпения. Ведь даже в обычной больнице от того, что вам нагрубила санитарка –
вы же не оставите лечения. Так и здесь – не отойдите неисцеленным, и за ваше
терпение Господь подаст помощь.
![]() |
фотография Д.Полозовой |
В тексте использованы выдержки из статьи прот.Андрея Устюжанина.
Комментариев нет:
Отправить комментарий